О состоянии человека в рукопашном бою.

О состоянии человека в рукопашном бою.

Состояние человека в руко­пашном бою определяется мно­гими причинами, если так мож­но сказать, целой гаммой чувств. Это чувство воодушевления и чувство страха, чувство неуве­ренности и боли, чувство физи­ческой и душевной усталости… Голод, недостаток сна, непого­да и многое другое – все это так­же сказывается на состоянии че­ловека. Речь пойдет о некоторых важнейших факторах, определя­ющих состояние человека в бою.

Сила духа, воля человека

Хороший клинок куется, за­каливается и оттачивается года­ми. Руки мастера доводят до со­вершенства каждую деталь. Нет несущественных мелочей.

Так и в подготовке бойца ме­лочей быть не может. Но как от­ковать его характер, закалить дух и отточить знания и умения?

Среди многочисленных факторов, от которых зависит состояние человека в рукопаш­ном бою, определяющим, без сомнения, является дух человека.

Дух поднимает на ноги без­надежно больных, он разжигает из тлеющего угля костер надеж­ды. С Богом и Верой в душе за­каляется и растет Дух человека.

Именно Дух позволяет рас­ширить границы знаний и уве­личивает потенциал человека. Сила Воли, Желание, Вера – могут все! В экстремальных си­туациях они делают человека всемогущим!

И в жизни есть множество тому доказательств.

…Люди, заблудившись в тайге или потерпев кораблекру­шение, вскоре умирают от голо­да. А ведь без еды можно жить многие недели. Они умирали только потому, что были увере­ны: без еды скоро умрут.

А блокадные ленинградцы выживали на таком пайке, кото­рого по немецким расчетам, не могло хватить для выживания. Они должны были умереть, но они жили, работали и сражались — это горело в их душах. Вот что такое Дух!

… В концлагерях умирали те, которые сдавались, опускались, переставали следить за собой, рылись на помойках. Они расходовали энергии меньше, а умирали первыми.

Сила духа, воля человека — основа основ.

А те, которые наперекор всему старались сохранить чело­веческий облик, держались и верили в жизнь, верили, что до­живут, вынесут все страдания — эти жили! Жили вопреки всему. Жили и спасали других! Вот что такое Дух!

… Во время войны смертель­но раненые летчики сажали на аэродром свои самолеты, а ког­да их вынимали из кабин, они были уже мертвы. Эти герои жили до тех пор, пока не дотягивали ма­шину до аэродрома, пока не сажали ее. Только тогда чудовищное напряжение их оставляло, и они умирали. Умирали, когда уже было сделано последнее, главное дело их жизни! Вот что такое Дух!!!

.. .4 апреля 1942 года самолет А. П. Маресьева был сбит в рай­оне Старой Руссы. При призем­лении самолет врезался в дере­вья. Машина развалилась на ча­сти, но мгновением раньше лет­чика вырвало из сидения и под­бросило в воздух. Упав на широкоплечую вековую ель, он со­скользнул по ее ветвям в глубо­кий сугроб, ощутил острую, жгу­чую боль в ступнях и… потерял сознание. Он полз 18 дней по лесу. Без пищи, с перебитыми ногами. Многие на его месте пу­стили бы себе пулю в лоб — са­мый простой выход. Но он полз и полз, порой измеряя расстоя­ние метрами.

Алексей Петрович вспоми­нает: “В книге и фильме есть не­точность. Когда меня сбили, не было на мне комбине­зона, не было унтов. Мы их опасались: если самолет загорался, они мгновенно вспы­хивали, а вылезти из них было очень трудно. Поэто­му я полетел в реглане. Если бы на мне были унты и комбине­зон, возможно, не отморозил бы ноги – унты не пропускали воды. А так перебитые ноги были мокрыми, а по ночам ста­новилось особенно морозно. …И еще. Не было у меня ника­ких душевных разладов, как по­казано в художественных произ­ведениях”.

Маресьев не бился головой о стенку, лишившись обеих ног. Он был собран и целеустремлен. Он знал, что будет летать на ис­требителе и сделает для этого все. Такой уж это был человек. Преодолевая страдания, он на­учился не только ходить на про­тезах, но и бегать, танцевать, а потом – кататься на коньках и на лыжах.

После госпиталя он “пробил” все медицинские и прочие комис­сии и получил разрешение вер­нуться в истребительную авиа­цию. Совершил 86 боевых выле­тов, сбив 11 вражеских самолетов! Получил звание Героя Совет­ского Союза. Вот что такое Дух!

…Мой старый приятель по­ведал мне о таком невероятном случае. Лет двадцать тому назад был он полковым врачом. Как-то раз во время парашютных прыжков у одного из солдат не раскрылся парашют. А вы знае­те, сколько времени падает че­ловек с высоты в 1 километр? Двадцать одну секунду! Дальше привожу его рассказ дословно.

“За двадцать секунд, когда снизу мы увидели, что парашют отказал, мы схватили брезентовый “стол” (полотнище креста, выложенного для приземления) и понеслись туда, куда он, как нам казалось, падал, чтобы под­хватить его. Мы бежали вчетве­ром, я и трое солдат, и мы добе­жали! И поймали его! И он ос­тался жив! Такого не бывает, но мы это сделали”! Вот что такое порыв, страсть, необходимость! Вот что такое Дух!

…1993 год. В самом центре Тбилиси совершено дерзкое на­падение на штабную машину Закавказского Пограничного Округа. Огонь вели с трех точек. Позже в расстрелянной ” Волге” насчитали 117 пулевых пробоин. Один солдат убит, второй ранен.

Тяжело ранен офицер шта­ба. Пулями раздроблены кости обеих ног… После этого — пол­тора года на госпитальной кой­ке, инвалидная коляска и при­говор врачей: “Ходить не смо­жет”. Но он стискивает зубы и борется вопреки всему. Долгие месяцы упорных мучительных упражнений на тренажере. Ос­тавшаяся пуля нередко напоми­нает о себе острой болью. Но офицер Российской Армии пол­ковник Давид Твалчрелидзе остался в боевом строю погранич­ников Кавказа, сохранив вер­ность воинской присяге. Вот что такое Дух!

…Многие, знают, как “сда­ет” человек, выходя на пенсию. Исчезает цель, уходит напряже­ние нервов, психика демобили­зуется – и обрушиваются болез­ни, надвигается смерть…

А человек, увлеченный сво­им делом до самого конца, и жи­вет дольше, и болеет реже, и выздоравливает быстрее. Вот что такое Дух!

Страх…

Главное чувство, которое ца­рит над всеми помыслами на войне в предвидении боя и в бою, — это чувство страха.

Страх, по словарю Ожегова, -“сильная боязнь, сильный испуг”.

…В одной из американских тюрем осужденному на электри­ческий стул завязали глаза и, сказав, что вскрывают вены, провели линейкой по запястьям и стали лить теплую воду, будто кровь, течет из вен. И он умер! Умер от испуга, как будто вены на самом деле были вскрыты. Вот что такое страх…

Чувство страха в бою неиз­бежно присутствует в сознании каждого воина. Один усилием воли подавляет его, другой не умеет это сделать. К чувству страха примыкает, усугубляя его, чувство физической и душевной усталости, ибо нигде не напря­гаются так все силы человечес­кие, как на войне. Голод, недо­статок сна, усталость измотан­ных мускулов, страдания от не­погоды, от растертой обувью и снаряжением кожи — все это ча­сто доводит человека до полно­го безразличия. Человек тупеет и в этом отупении уже переста­ет владеть собой, отдаваясь во власть страха.

“Страх, – пишет Т. А. Рибо в ” Психологии чувств”, – есть одна из самых сильных эмоций; это чувство хронологически первым появляется у живого существа”.

Страх – это то, что мешает человеку в экстремальных ситу­ациях. Но он же подстегивает лучше любого кнута, заставляет собраться, удесятеряет силы.

Как же управлять этим чув­ством? “Совершенная любовь изгоня­ет страх”, — учит слово Божье. “В бою тот бьет, кто не бо­ится погибнуть”, — так говорил генерал М. И. Драгомиров.

Полностью преодолеть страх невозможно. Ничего не бояться может только человек, не осознающий опасность, которой он подвергается. Преодоление чув­ства страха зависит не только и не столько от врожденной сме­лости, сколько от привитых чи­сто человеческих качеств.

Известно, что люди со­вершали и совершают чудеса ге­роизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед Родиной, боевыми друзьями, перед семьей и люби­мой женщиной. Человечество за свою дол­гую историю перепробовало множество способов преодоле­ния чувства страха, возникаю­щего у большинства людей пе­ред боем и сопровождающего многих из них в процессе схват­ки. Например, одним из таких способов является выработка привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но чело­век получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в смер­тельный бой.

Генерал М. Д. Скобелев, обожаемый войсками именно за свою храбрость, в беседе с одним из своих друзей сказал: “Нет лю­дей, которые не боялись бы смерти. А если тебе кто скажет, что не боится, плюнь тому в гла­за: он лжет. И я точно так же не меньше других боюсь смерти. Но есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти. Я имею силу воли не показывать, что я боюсь; но зато внутренняя борьба страшная, и она ежеминутно отражается на сердце”… Однако все способы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.

А ведь существуют некоторые специфические способы преодоления чувства страха. К их числу следует отнести, прежде всего, прием наркотических препаратов. Так, например, еще в старину воины принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. Да и в нынешние времена этот способ нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку, в сложной ситуации.

Другой из известных способов состоит в том, что все внимание воина в бою сосредоточивается на процессе действия. Его оценочная функция как бы отключена, автоматически работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника и управления движениями. Противник для бойца, полностью погруженного в действие, не более чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому боец абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможным благодаря самопрограммированию, при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках. Существуют и другие способы. Но не стоит забывать, что человек, лишенный чувства страха, может погибнуть в самой простой обстановке, потому что он не сможет вовремя почувствовать и оценить грозящую ему опасность.

“Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое, но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии “. Иван Ильин.

Психологическая подготовка

Уже давно в сознании выда­ющихся полководцев утверди­лась мысль о том, что на войне и в бою духовное начало имеет большее значение, чем матери­альное, а носитель этого духа — человек – является главным орудием боя.

Еще задолго до появления военной психологии как науки, а точнее, с появлением ратных людей на Руси, необходимость психологической подготовки к рукопашному бою ни у кого не вызывала сомнений.

Конечно же, накопление, обобщение и использование практического опыта имело сти­хийную форму и передавалось от одного поколения к другому устно в виде песен, сказаний, былин и боевых традиций. В разных формах народных преда­ний народ с гордостью воспева­ет не только силу, но и высокие моральные качества своих бога­тырей, их ратные подвиги в борьбе с врагами Отечества.

С появлением письменнос­ти многие выдающиеся личнос­ти оставили свой след в форми­ровании военной психологии как отдельной науки. Достаточ­но упомянуть такие труды, как “Поучение Владимира Монома­ха” (1096 г.), “Соборное уложе­ние царя Алексея Михайлови­ча” (1649г.) и др.

В первой четверти XVII века развитие психологической мыс­ли тесно связано с именем Пет­ра I. Это ему принадлежат сло­ва: “Солдат надлежит непре­станно тому обучать, как в бою поступать, и учить действовать, яко в самом деле”.

Большое значение для раз­вития военной психологии в свое время имели прогрессив­ные взгляды А. В. Суворова. Вы­ступая против муштры, он рато­вал за привитие воинам необходимых знаний и их осознанные действия в бою. Суворовский перечень ос­новных качеств воина не устарел и поныне. Это любовь к Отече­ству, чувство воинского долга, уверенность в победе. Это твер­дая воля, сообразительность, находчивость, взаимовыручка. Это инициатива, военная хит­рость и т.д.

Значительный вклад в ста­новление военной психологии внес военный врач, известный психолог и психиатр Г. Е. Шум­ков. В его работах, наряду с рас­смотрением общих проблем и задач исследования, анализиру­ются психическое состояние и поведение воинов в различных условиях боя. Особое внимание уделяется кульминации боя – рукопашной схватке. Выводы Шумкова не потеряли своей ак­туальности и сегодня. Главный из них: необходимость предва­рительного ознакомления вои­нов с условиями реального боя, с психическими переживания­ми в боевой обстановке. Накопление воинами боевого практи­ческого опыта снижает вредное влияние на их сознание всех тех переживаний, которые связаны с чувствами тревоги, страха.

В современных условиях роль психологической подго­товки еще более возросла. Важ­ность проблемы, всю остроту которой показали локальные военные конфликты последних лет, потребовала разработки концепции морально-психологи­ческого обеспечения войск.

Она включает целый комп­лекс мероприятий, в том числе воинское и патриотическое вос­питание, культурно-массовую работу, информационное и пси­хологическое обеспечение, снабжение техническими сред­ствами и др.

Сущность проблемы состо­ит в том, что длительное сопри­косновение с опасностью, рез­кое изменение привычного об­раза жизни и само содержание боевой деятельности оказывают мощное дестабилизирующее воздействие на психику воина.

Опыт боевых действий под­тверждает, что войска наряду с неизбежными физическими по­терями несут ощутимые психо­логические потери. Это, преж­де всего, связано с получением войнами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Основным психотравмирующих фактором является опасность, угрожающая жизни и физическому здоровью человека. Переживание этой опасности является самым сильным и, как правило, связано с восприятием ужасающей картины гибели и ранений других людей. Боевые психические травмы подразделяются по условиям и времени появления. К первой группе относятся травмы, возникающие в относительно короткий промежуток времени, практически в момент появления стрессовой ситуации. Человек может впасть в состояние полной заторможенности, слабо или совсем не реагировать на окружающую обстановку, а может, напротив, проявлять высокую двигательную активность, метаться, кричать и т.д. Нервное потрясение, которое в этот момент испытывает человек, настолько сильно, что он временно теряет способность критически оценивать происходящие события и трезво мыслить. Вторую группу составляют травмы, проявляющиеся через относительно большой промежуток времени под воздействием слабых, но постоянно действующих психотравмирующих факторов. Накопление психического напряжения иногда происходит незаметно. Человек становится замкнутым, угрюмым, может грубо реагировать на обращения товарищей. Даже те воины, которые имеют солидный боевой опыт, могут внезапно ощутить сильные приступы страха перед выполнением боевой задачи, становятся излишне осторожными. Вероятность получения психической травмы повышается при определённых условиях. Это физическое истощение, длительно вынужденное бодрствование, нарушение сна; это заболевания, известие о смерти близкого человека, чувство безысходности. Таким образом, получение воинами боевых психических травм приводит к полной или частичной потере боеспособности. Как отмечалось выше, снижение вредного влияния психотравмирующих факторов достигается, главным образом, за счет предварительного ознакомления воинов с условиями реального боя. «Тяжело в учении – легко в бою»!

Напомним, что на формирование личности воина влияют вполне определённые условия и обстоятельства. Человек начинается в семье, и семья на протяжении всей последующей жизни человека оказывает самое существенное влияние на формирование его отношения к своей роли в собственной семье, его отношения к женщине, браку, к общественному и государственному строю, к политике и т.д.

На формирование личности воина оказывают влияние и социальные условия, в которых он живёт. Как следствие, в характере человека формируется совокупность качеств, типичных для данного общества.

Социальные обстоятельства жизни вырабатывают некоторые общие черты характера людей, При этом определяющую роль играет воинский коллектив. Отношения товарищества, контроль и требования, которые коллектив предъявляет к своим члена, формируют у воинов осознание гражданского и воинского долга, готовность к взаимодействию и взаимовыручке. Эти черты придают характеру воина общественную направленность и высокие волевые качества. Заметим, что всегда существует опасность возникновения под действием неблагоприятных условий ложного представления о таких понятиях, как честь, товарищество, коллективизм. В таких случаях упрямство выдается за проявление настойчивости (боец перестаёт реагировать на изменение окружающей обстановки, не вносит кор­рективы в свои действия). Лиха­чество выдается за смелость (это проявляется в неоправданном риске, который может поставить под угрозу выполнение за­дачи). Слабость характера под­меняется вежливостью и т.д.

В процессе обучения воин впитывает в себя культурное и историческое наследие своего народа, осознает связь с нацио­нальным образом жизни, с народ­ными обычаями и традициями.

Закономерности рукопашного боя

Осознаем мы это или нет, но рукопашный бой, как и все яв­ления нашей жизни, подчиняет­ся определенным закономерно­стям. И психология рукопашно­го боя не является исключением.

Некоторыми закономерно­стями психологии рукопашного боя — по Леонову — являются, например, такие:

  • Человек боится того, чего не знает.
  • Два противника при столк­новении никогда не бьют друг друга одинаково, кто-то обяза­тельно струсит.
  • Умирать никому не хочется.

Снизить чувство страха до приемлемого уровня, укрепить уверенность в собственных си­лах можно только за счет приоб­ретения осознанных знаний и умений, переходящих в “на­работанные” практические на­выки. Не менее важна способ­ность разумно распоряжаться своими знаниями и умениями…

Если у бойца возникает чув­ство неуверенности, если он чувствует себя не подготовлен­ным физически, если у него по­стоянно возникают сомнения вроде “а смогу ли я?”, то это уже не воин-рукопашник. Он уже проиграл схватку, а скорее все­го, и жизнь, ибо в бою сомне­ваться некогда. Мало того, что у такого бойца подорвана психи­ка, он ко всему еще потеряет до­верие товарищей, а это ставит под сомнение выполнение за­дачи.

Физически подготовлен­ный человек более успешно дей­ствует в рукопашном бою, так как уверен в своих силах, вслед­ствие чего имеет больше време­ни на оценку обстановки, а по­тому у него будет меньше неяс­ных и неожиданных ситуаций. Казалось бы, здоровый дух, сильная воля, высокий психи­ческий настрой могут быть толь­ко в здоровом, выносливом теле. Недаром ведь говорят: “В здоро­вом теле – здоровый дух!”

Действительно, физически подготовленный человек более успешно действует в рукопаш­ном бою, так как уверен в своих силах, вследствие чего имеет больше времени на оценку об­становки, а потому у него будет меньше неясных и неожидан­ных ситуаций.

Но надо помнить и о том, что физическое состояние чело­века не является чем-то постоянным. Физическая сила может быть утрачена в результате ране­ния или обычного утомления. А если выполнить поставленную задачу (да просто выжить!) необ­ходимо прямо сейчас, не ожидая восстановления сил?

Вот тут-то неизбежно воз­никает осознание необходимо­сти овладения таким стилем ру­копашного боя, который позво­ляет экономить энергию, прикла­дывать минимальную силу в нуж­ном направлении, в нужное время.

/ отрывок из книги А. А. Кадочникова «Русский рукопашный бой»/