Когда произносят слово «искусство», то сразу возникает ощущение чего-то возвышенного, совершенного и отточенного, как в интеллектуальном, так и в эмоциональном смысле. Написать картину — искусство, сочинить поэму, оперу — искусство, создать архитектурный ансамбль или скульптуру — искусство, поставить кинофильм — искусство…
Речь идет об искусстве в возвышенном смысле слова, об искусстве «как творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах».
Но нам очень часто приходится иметь дело с искусством в более узком смысле слова, толкуя «искусство» как умение, мастерство, знание дела. В таких случаях мы говорим об искусстве танцора, гимнаста, автогонщика, лектора, плотника, врача. В этом смысле мы говорим также и об искусстве воина-рукопашника. Мастерство многих искусников определяется умением владеть своим телом.
Полный текст:
Неспроста в искусстве обучение стоит на втором месте после природных способностей самого человека.
Философия русского рукопашного боя
Надо думать, никто не сомневается в том, что рукопашный бой насчитывает столько же лет, сколько лет существует само человечество. То, что не рассеяно временем, не утрачено бездарно за ненадобностью, является не просто наследием, а неотъемлемой частью нашего существования на Земле.
Рукопашный бой, как и другие виды искусств, нужен человечеству как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Ведь боевое искусство любого народа неотделимо от истории, философии, религии, культуры народа, осевшего на земле своих предков.
Философия рукопашного боя ставит кровной своей целью защиту Земли Русской.
Поэтому и философия русского рукопашного боя отличается от философии спортивных единоборств, нацеленных на стяжание медалей, титулов и чемпионских званий.
В чем же, на мой взгляд, заключается философия русского рукопашного боя?
Народное предание гласит: «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой».
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Поэтому профессия воина — защитника Отечества всегда была почетной на Руси.
Вот почему философия русского рукопашного боя до боли проста: она ставит кровной своей целью защиту Земли Русской. В летописях и былинах — живых кладезях мудрости и знаний — мотив защиты родной земли звучит главной темой. И каждый раз он сопровождается призывами к единству и объединению, приумножая силы и вселяя уверенность в грядущей победе.
Сокровенный мир Духа присутствует здесь всегда и нацеливает на Добро. Дух Святой дает разумение, дарует силы выполнить Волю Божью.
Но для того, чтобы играть роль действенного инструмента воспитания личности, боевое искусство должно отражать жизнь в ее реальной целостности и структурной сложности.
Искусство рукопашного боя, как и любое другое искусство, должно приумножать реальный жизненный опыт человека. Еще в глубокой древности такие формы жизнедеятельности как создание орудий труда, изготовление одежды и оружия, сложение мифов, песен, танцев, изобретение приемов самозащиты имели для человека огромное значение, так как способствовали сплочению людей, их физическому и духовному развитию.
Идеология системы русского рукопашного боя
Основными идеологическими составляющими системы рукопашного боя являются:
- духовные постулаты;
- концепция управления ресурсами человека;
- осознанное применение законов механики.
Итак, во-первых, по твердому убеждению автора, Духовное начало, опирающееся на Святую православную Веру, есть краеугольный камень идеологии русского рукопашного боя.
Роль Духовного начала невозможно переоценить. Духовная подготовка должна занимать центральное место в системе тренинга, хотя на начальном этапе обучения, как правило, присутствует неявно. При осмыслении существа вопроса приходится сталкиваться с группой переживаний, необычных понятий, которые трудно описать иным языком, нежели языком религии.
Воля и Дух, Сила как проявление Воли, средства проявления Воли — все эти понятия, являющиеся атрибутами духовных учений, присутствуют в системе рукопашного боя.
Во-вторых, одной из важных идеологических составляющих системы стала концепция управления физическими и психическими ресурсами человека.
Все существующие системы рукопашного боя, как правило, рассчитаны на здорового, выносливого, физически сильного человека. Но ведь не секрет, что любой смертный человек не всегда находится в таком состоянии здоровья. В каждый данный момент времени множество факторов (климатические и природные условия, физическая усталость, голод, жажда заболевания, травмы, стресс и т.д.) влияют на физическое и психическое состояние человека. В боевых условиях, при комплексном воздействии перечисленных факторов человек очень часто оказывается неспособным на действия, требующие больших физических затрат.
Вспомните, как выглядят борцы на ковре (татами), обессилевшие за несколько минут интенсивного боя и повисшие друг на друге. Они, в большинстве случаев, оказываются не в состоянии выполнить действия, требующие больших физических затрат. А если это происходит не на татами, а в боевой обстановке? Более того: а если противник физически сильнее и быстрее вас? А если противников несколько? Именно поэтому возникает жизненная необходимость в особой системе подготовки рукопашника, главными задачами которой должны быть следующие:
- сведение к минимуму силового воздействия заведомо более сильного противника.
- достижение наибольших результатов своих действий при минимально возможных затратах энергии.
То есть речь идет не просто о жизнеспособной, но, в первую очередь, об энергосберегающей системе рукопашного боя.
Наиболее рациональные и целесообразные способы физического воздействия на противника, а также тактические и специальные психологические приемы, способствующие эффективности их применения и сбережению энергозатрат, и образуют представляемую в этой книге систему рукопашного боя как составную часть системы выживания.
Любая система в той или иной мере реализует задачу управления физическими и психическими ресурсами человека. Но думается, что лишь представляемая система закладывает постулат об изначальном преимуществе противника над вами, а именно: противник физически сильнее и быстрее вас.
/ отрывок из книги А. А. Кадочникова «Русский рукопашный бой»/