Идеология  русского рукопашного боя.

Когда произносят слово «искусство», то сразу возникает ощущение чего-то возвышенно­го, совершенного и отточенно­го, как в интеллектуальном, так и в эмоциональном смысле. На­писать картину — искусство, со­чинить поэму, оперу — ис­кусство, создать архитектурный ансамбль или скульпту­ру — искусство, поста­вить кинофильм — ис­кусство…

Речь идет об искус­стве в возвышенном смысле слова, об ис­кусстве «как творческом отражении, воспроизведе­нии действительности в художе­ственных образах».

Но нам очень часто прихо­дится иметь дело с искусством в более узком смысле слова, тол­куя «искусство» как умение, мас­терство, знание дела. В таких случаях мы говорим об искус­стве танцора, гимнаста, автогон­щика, лектора, плотника, врача. В этом смысле мы говорим так­же и об искусстве воина-рукопашника. Мастерство многих искусников определяется уме­нием владеть своим телом.

Полный текст:

Неспроста в искусстве обу­чение стоит на втором месте пос­ле природных способностей са­мого человека.

Философия русского рукопашного боя

Надо думать, никто не со­мневается в том, что рукопашный бой насчитывает столько же лет, сколько лет существует само че­ловечество. То, что не рассеяно временем, не утрачено бездарно за ненадобностью, являет­ся не просто наследием, а неотъемлемой частью нашего существования на Земле.

Рукопашный бой, как и дру­гие виды искусств, нужен чело­вечеству как способ целостного общественного воспитания от­дельной личности, его интел­лектуального развития, его при­общения к накопленному чело­вечеством коллективному опы­ту, к вековой мудрости, конкрет­ным общественно-историчес­ким интересам, устремлениям, идеалам. Ведь боевое искусство любого народа неотделимо от истории, философии, религии, культуры народа, осев­шего на земле своих предков.

Философия рукопашного боя ставит кровной своей целью защиту Земли Русской.

Поэтому и филосо­фия русского рукопашно­го боя отличается от фи­лософии спортивных единоборств, нацеленных на стяжание медалей, титулов и чемпионских званий.

В чем же, на мой взгляд, зак­лючается философия русского ру­копашного боя?

Народное предание гласит: «Земля может накормить челове­ка своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красо­той».

Исторически сложилось так, что нашему народу веками прихо­дилось вести борьбу с чужеземны­ми захватчиками за свое нацио­нальное существование. Поэтому профессия воина — защитника Отечества всегда была почетной на Руси.

Вот почему философия рус­ского рукопашного боя до боли проста: она ставит кровной своей целью защиту Земли Русской. В летописях и былинах — живых кладезях мудро­сти и знаний — мотив за­щиты родной земли зву­чит главной темой. И каждый раз он сопро­вождается призывами к единству и объедине­нию, приумножая силы и вселяя уверенность в грядущей победе.

Сокровенный мир Духа присутствует здесь всегда и на­целивает на Добро. Дух Святой дает разумение, дарует силы вы­полнить Волю Божью.

Но для того, чтобы играть роль действенного инструмента воспитания личности, боевое искусство должно отражать жизнь в ее реальной целостнос­ти и структурной сложности.

Искусство рукопашного боя, как и любое другое искус­ство, должно приумножать ре­альный жизненный опыт чело­века. Еще в глубокой древности такие формы жизнедеятельнос­ти как создание орудий труда, изготовление одежды и оружия, сложение мифов, песен, танцев, изобретение приемов самоза­щиты имели для человека ог­ромное значение, так как спо­собствовали сплочению людей, их физическому и духовному развитию.

Идеология системы русского рукопашного боя

Основными идеологически­ми составляющими системы ру­копашного боя являются:

  • духовные постулаты;
  • концепция управления ре­сурсами человека;
  • осознанное применение за­конов механики.

Итак, во-первых, по твердо­му убеждению автора, Духовное начало, опирающееся на Свя­тую православную Веру, есть краеугольный камень идеологии русского рукопашного боя.

Роль Духовного начала не­возможно переоценить. Духов­ная подготовка должна зани­мать центральное место в систе­ме тренинга, хотя на начальном этапе обучения, как правило, присутствует неявно. При осмыслении существа вопроса приходится сталкивать­ся с группой переживаний, нео­бычных понятий, которые труд­но описать иным языком, неже­ли языком религии.

Воля и Дух, Сила как прояв­ление Воли, средства проявле­ния Воли — все эти понятия, яв­ляющиеся атрибутами духовных учений, присутствуют в системе рукопашного боя.

Во-вторых, одной из важ­ных идеологических составляю­щих системы стала концепция управления физическими и пси­хическими ресурсами человека.

Все существующие системы рукопашного боя, как правило, рассчитаны на здорового, вы­носливого, физически сильного человека. Но ведь не секрет, что любой смертный человек не все­гда находится в таком состоянии здоровья. В каждый данный мо­мент времени множество факто­ров (климатические и природ­ные условия, физическая уста­лость, голод, жажда заболева­ния, травмы, стресс и т.д.) влия­ют на физическое и психическое состояние человека. В боевых условиях, при ком­плексном воздействии перечис­ленных факторов человек очень часто оказывается неспособным на действия, требующие боль­ших физических затрат.

Вспомните, как выглядят борцы на ковре (татами), обес­силевшие за несколько минут интенсивного боя и повисшие друг на друге. Они, в большин­стве случаев, оказываются не в состоянии выполнить действия, требующие больших физичес­ких затрат. А если это происхо­дит не на татами, а в боевой об­становке? Более того: а если противник физически сильнее и быстрее вас? А если противни­ков несколько? Именно поэто­му возникает жизненная необ­ходимость в особой системе подготовки рукопашника, глав­ными задачами которой должны быть следующие:

  • сведение к минимуму сило­вого воздействия заведомо более сильного противника.
  • достижение наибольших результатов своих действий при минимально возможных затра­тах энергии.

То есть речь идет не просто о жизнеспособной, но, в первую очередь, об энергосберегающей системе рукопашного боя.

Наиболее рациональные и целесообразные способы физи­ческого воздействия на против­ника, а также тактические и спе­циальные психологические приемы, способствующие эф­фективности их применения и сбережению энергозатрат, и об­разуют представляемую в этой книге систему рукопашного боя как составную часть системы выживания.

Любая система в той или иной мере реализует задачу уп­равления физическими и психи­ческими ресурсами человека. Но думается, что лишь пред­ставляемая система закладыва­ет постулат об изначальном пре­имуществе противника над вами, а именно: противник фи­зически сильнее и быстрее вас.

отрывок из книги А. А. Кадочникова «Русский рукопашный бой»/